Русский    Deutsch   
  Сведения об образовательной организации
      "Основные сведения"
         «Структура и органы управления образовательной организацией».
      "Документы"
         Отчёт о результатах самообследования
         Предписания
      "Образовательные программы"
         рабочие программы 1 класс
         Рабочие программы 2 класс
         рабочие программы 3 класс
         рабочие программы 4 класс
         рабочие программы 5 класс
         Рабочие программы 6 класс
         Рабочие программы 7 класс
         Рабочие программы 8 класс
         Рабочие программы 9 класс
         Рабочие программы 10 класс
         Рабочие программы 11 класс
      "Образовательные стандарты"
      Руководство. Педагогический состав.
      «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».
      "Стипендии и иные виды материальной поддержки"
      "Платные образовательные услуги"
      "Финансово-хозяйственная деятельность"
      "Вакантные места для приёма (перевода)"
  Правила внутреннего распорядка обучающихся МАОУ СОШ № 53 с углубленным изучением немецкого языка Кировского района г. Ростова-на-Дону
  Образовательные стандарты
  История и традиции
  Социально-психологическая служба
  Сведения о педкадрах
  Школьная жизнь
  Лучшие учителя школы
  Начальная школа
  Иностранные языки
  Об оздоровительных учреждениях
  Воспитательная работа
  Мероприятия школьной библиотеки
  Библиотека
  Школьное питание
  Спортивная жизнь
  Родительский четверг
  новости
  Локальные акты
  Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №53
  Сведения об учебных программах, реализуемых образовательным учреждением
  анализ работы
  публичный отчет
  ЮИД
  Работа пришкольной оздоровительной площадки на базе МАОУ СОШ № 53
  ГИА и ЕГЭ
  образовательный процесс
  Олимпиада 2014-2015
  Количественный состав обучающихся
  Электронный дневник
  Решения педагогического совета
  Методическая работа
  Противодействие коррупции
  О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации
  Дни воинской славы и памятные даты России
  Домашнее обучение
  Выпуск 2015

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Русский язык»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; примерной программы по русскому языку; авторской программы предмета «Русский язык» М.С. Соловейчик, 1класс.

Цели программы

– Создать условия для осознания ребёнком себя как носителя языка, открыть ему русский язык как предмет наблюдения и изучения, пробудить интерес к его освоению, заложить основы сознательного отношения к своей речи;

– обеспечить становление всех видов речевой деятельности, становление коммуникативной компетенции младших школьников;

– использовать возможности языка для интеллектуального, эмоционального и эстетического развития ребёнка, для расширения его познавательных интересов, для формирования учебной самостоятельности и в целом умения учиться.

Задачи программы

– Приобретение детьми первоначальных знаний о языке и речи, освоение основных лингвистических понятий и правил из области фонетики, графики, морфемики, грамматики, орфографии, культуры речи, теории текста (с учётом возраста учащихся и практических потребностей);

– становление умения выполнять разнообразные действия с языковым материалом (анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, умозаключения, подводить конкретные факты языка под понятия и на этой основе – развитие мышления детей, их языковой интуиции, чувства слова, накопление опыта пользования языком для понимания чужих мыслей и выражения своих;

формирование комплекса языковых и речевых умений, необходимых для успешного общения в устной и письменной форме, для создания высказываний и использования в них языковых средств с учётом задач и условий общения, для осознания и верного решения возникающих при письме вопросов правописания и в целом для контроля за качеством своей речи.

Содержательные линии

– Основы лингвистических знаний о языке (в области фонетики, графики, морфемики, грамматики) и формирование языковых умений;

– основы речеведческих знаний и развитие речи (совершенствование речевой деятельности);

– основы знаний по орфографии и пунктуации, становление орфографических и элементарных пунктуационных умений.

Концептуальные особенности курса.

1. Коммуникативная направленность обучения.

2. Целенаправленная помощь ученику в осмыслении языка как предмета анализа и использования, в осознании себя как языковой личности; постоянная забота о воспитании у детей интереса к языку, уважения к слову, сознательного отношения к своей речи.

3.Направленность на развитие лингвистического мышления ребёнка: лингвистического отношения к слову, способности анализировать, наблюдать, сравнивать, классифицировать факты языка по различным параметрам, оценивать правильность и уместность их употребления в речи. И вместе с тем направленность на развитие языковой интуиции детей, на воспитание у них чувства слова.

4.Целенаправленная работа над становлением у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться помощью лингвистических словарей и справочников, воспитание привычки обращаться к ним.

5. Внесение существенных изменений в содержание и организацию орфографической работы: восполнение недостающего звена - целенаправленной работы над понятием «орфограмма» и на этой основе формирование орфографической зоркости учащихся.

6. Усиление роли знаний о речи и её видах, о тексте и его признаках, о предложениях и их включении в текст, об особенностях отдельных жанров и т.д. в формировании у младших школьников речевых умений.

7. Реализация всех указанных особенностей курса путём осуществления деятельностного подхода к обучению, который проявляется:

а) в организации работы над речевыми и языковыми понятиями, над закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний;

б) в целенаправленной организации речевой деятельности учащихся применительно к различным речевым ситуациям.

Объём программы (суммарно в год) и количество часов в неделю

Освоение русского языка на первой ступени общего образования начинается с курса «Обучение грамоте», который занимает большую часть учебных часов 1-го класса. В данной программе он рассчитан на 22 учебных недели (200 часов) при 9 часах в неделю. Распределять часы между уроками работы по букварю и прописям предлагается по-разному на разных этапах обучения. Так, в добуквенный период (42 ч.) рекомендуется проводить 5 уроков на основе букваря и 4 – на основе прописей; в основной и завершающий периоды (158 ч.) планируется отводить на уроки по букварю и прописям по 4 часа в неделю, делая 1 урок (девятый) комплексным – уроком упражнения в чтении и письме.

Систематический курс русского языка начинается в последние 3 месяца 1-го класса.

50 часов

5 часов в неделю

Материально-техническое обеспечение курса

Книго-печатная продукция

Учебники и тетради с печатной основой для обучающихся:

· Соловейчик М.С., Н.М. Бетенькова, Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и послед.

· Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Прописи «Хочу хорошо писать» в 4 ч. – 2011 и послед.

· Соловейчик М.С. и др. Учусь быть читателем: Книга для чтения в период обучения грамоте. – 2010 и послед.

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Учебник русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 класса.

· Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.Тетрадь с печатной основой к учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса.

· Сычёва М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку. 1 класс. 2009

  • Пособия для учителя (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

· Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М., Курлыгина О.Е. Поурочные методические рекомендации к букварю «Мой первый учебник» и прописям «Хочу хорошо писать» – 2011 и послед.

· Кузьменко Н. С. Наглядные пособия по русскому языку к учебнику Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка».

· Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. Методические рекомендации к учебнику русского языка «К тайнам нашего языка» для 1 класса.

Мали Л.Д. и др. Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка». Книга для учителя. 1 класс. 2007

Словари (орфографический, толковый).

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Литературное чтение»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; примерной программы по литературному чтению; авторской программы предмета «Литературное чтение» О.В.Кубасовой

Цели программы

Формирование

· всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

· потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

· читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

· готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Концептуальная особенность

Осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

· обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

  • внимание к личности писателя;

· бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

· наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Задачи программы

Личностные задачи

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

6. Формирование привычки к рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.

Объём программы (суммарно в год) и количество часов в неделю

по 4 часа в неделю

1 класс-40 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу изучения в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития;

выпускники начальной школы научатся:

· осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;

· читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объему произведения;

  • применять различные способы чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное);

· полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

  • знанию основных моральных норм;

· ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

· работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

· определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

· устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

· находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;

· выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;

· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

· отличать поэтический текст от прозаического;

· распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

· соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;

· владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

· осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);

· делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

· цитировать (устно);

· передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;

· применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;

· высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

· вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;

· составлять несложные монологические высказывания о произведениях;

· составлять аннотацию и делать отзыв на литературное произведение или книгу;

· определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом и выборочном чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;

· создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

· осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

· ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

  • пользоваться алфавитным каталогом;

· ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;

· пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
  • соотносить литературу с другими видами искусства;
  • испытывать эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;
  • развивать способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, детальное (изучающее), поисковое, выборочное) в зависимости от цели чтения;
  • использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;
  • выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;
  • находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;
  • понимать особенности некоторых типов композиции;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • цитировать (письменно);
  • осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация;
  • писать изложения;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Материально-техническое обеспечение курса

Книго - печатная продукция

Учебники и тетради с печатной основой для учащихся:

(Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

О.В . Кубасова «Любимые страницы» 1 класс

О.В. Кубасова Рабочая тетрадь 1 класс

Тесты 1 класс

Таблицы «Литературное чтение»

Пособия для учителя (Изд.: Смоленск, Ассоциация ХХI век)

О.В. Кубасова Методические рекомендации ( с подробным изложением уроков) 1класс

Программа для 1-4 классов

Технические средства

Комплект аудиокассет «Любимые страницы» для 1-4 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Окружающий мир»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; примерной программы по окружающему миру; авторской программы предмета «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, 1класс.

Цель изучения курса

Последовательное формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, обогащение опыта отношений с природой, обществом, другими людьми.

создание условий для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;

• последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира;

• создание содержательной пропедевтической базы для дальнейшего успешного изучения в основной школе естественнонаучных и гуманитарных курсов;

• формирование предметных умений, универсальных учебных действий и информационной культуры;

• выработка нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с окружающим миром;

• создание условий для самопознания и саморазвития младших школьников.

Задачи изучения курса

Развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;

Ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества;

Усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира;

Освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности;

Воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.

Принципы, лежащие в основе построения программы

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира .

Индивидуализация и дифференциация обучения.

Доступность и систематичность.

Деятельностный подход к организации образования.

Направленность на формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма.

Стержневые направления

Окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай и познавай его; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его; природа жиз­ненно необходима тебе, но она ранима - знай об этом и береги её красоту и гармонию.

Содержательные линии курса

Определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками « Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

· принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний и умений, желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия, готовность преодолевать учебные затруднения и оценивать свои усилия;

  • осознание себя гражданином своего Отечества, зарождение элементов гражданского самосознания - осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, народам, гордости за свою Родину, российский народ, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;

· приобретение личного опыта общения с людьми, обществом, природой с ориентацией на общечеловеческие ценности, на соблюдение морально-этических норм, на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, заботы о близких, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

· понимание ценности семьи в жизни человека и необходимости беречь доброе отношение между её членами, оказания помощи друг другу;

· осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значение для развития эстетического восприятия мира и развития творческих способностей;

· принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе, правил безопасного здорового образа жизни, овладение физической культурой, осознание ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются формируемые следующие способности учащихся:

· способность организовывать свою деятельность - умение принимать, сохранять учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием; планировать учебную деятельность; осуществлять контроль и оценку её результатов;

· способность осуществлять поиск информации из разных источников знаний и обобщать её; понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической, модельной; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную;

· способность осуществлять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

· умение наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимозависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;

· овладение начальными формами исследовательской деятельности, способностью к осуществлению поиска необходимой информации для решения учебных задач, в том числе с использованием различных дополнительных источников, включая Интернет (выбор источника информации, извлечение нужной информации, её систематизация, преобразование в удобный вид);

· умение осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.

· умение вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

· усвоение первоначальных сведений и практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, о сущности и особенностях изучаемых объектов, процессов и явлений в природной и социальной среде в их органичном единстве и разнообразии;

· усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в основной школе;

· начнут осваивать научные методы познания окружающего мира: умения наблюдать и исследовать природные объекты и явления; проводить несложные опыты по изучению свойств веществ, пользоваться простым лабораторным оборудованием;

· научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, мире природы и культуры;

· умение пользоваться моделями для изучения строения природных объектов, для объяснения природных явлений.

Формы организации учебного процесса

Дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии

(3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.

В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.

УУД

На ступени начального образования должны быть сформированы:

А) Общеучебные универсальные действия:

принятие познавательной или учебной задачи, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

умение пользоваться различными источниками информации, поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графические или знаково-символические), преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

умение структурировать знания, отображать их в разной форме (описание, схема, таблица и др.);

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения познавательных задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

извлечение необходимой информации из прослушанных или прочитанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Б) Универсальные логические действия:

анализ ( выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части) объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез ( составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты) информации для выбора оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

сравнение конкретно-чувственных и иных данных с целью выделения сходств и различий, определения общих существенных признаков и составления классификации;

сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез, выведение следствий;

установление аналогий с целью более простого и быстрого решения поставленной задачи;

установление причинно-следственных связей , построение логической цепи рассуждений, доказательств;

выдвижение гипотез и их обоснование.

В) Умения решать проблемы:

постановка и формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения и алгоритмов деятельности при исследовании проблем творческого и поискового характера;

представление результатов исследования в разных формах.

Г) Знаково-символические действия:

кодирование /замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

декодирование /считывание информации;

умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов

или отношения между ними или их частями для решения познавательных задач.

Д) Виды коммуникативных действий:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (на языке предметной области);

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Требования к уровню подготовки

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 1 классе ученик должен знать:

– правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;

– растения, грибы, животные – живые существа, свойства живых существ, условия, необходимые им для жизни, приспособляемость к среде обитания;

– существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;

– 2–4 представителя изучаемых систематических групп объектов живой и неживой природы, изделий человека, растений, грибов, животных, наиболее распространённых растений и животных родного края;

– представителей лекарственных и ядовитых растений, грибов, опасных животных, обитающих в родном крае;

– способы сохранения многообразия живых существ, представителей растений и животных, обитающих в родном крае, занесённых в Красную книгу.

понимать:

– в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека;

– важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним;

– многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;

уметь:

различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространённые растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;

описывать растения, грибы, животных, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида, среду обитания и приспособленность к ней;

сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;

определять принадлежность растений, грибов, животных к конкретным систематическим группам по существенным признакам;

наблюдать объекты окружающего мира, выделяя их внешние отличительные признаки: форму, размер, цвет, особенности строения, среду обитания; вести простейшие наблюдения за животными и растениями;

осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, литературного произведения, модели и др.;

представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану, в дидактической игре);

формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;

создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);

оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы.

Использовать приобрётенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

определения наиболее распространённых в своей местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

обеспечения безопасности своей жизни;

ухода за комнатными растениями и растениями пришкольного участка, домашними животными, животными живого уголка;

проведения наблюдений объектов живой природы, за деятельностью людей с целью оценки их положительного и отрицательного воздействия на природу;

выполнения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе и обществе, укрепления своего здоровья, охраны природы.

Объём программы (суммарно в год) и количество часов в неделю

1 класс- 66 часов (2 часа в неделю)

Материально-техническое обеспечение курса

Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 1 класс. Учебник, Части 1 и 2, 2011 г.

Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, 2011 г.

О.Т. Поглазова Окружающий мир/ Методические рекомендации (1 класс)

Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях)

Печатные пособия.

· Географические и исторические настенные карты.

· Атлас географических и исторических карт.

· Иллюстрированные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.).

· Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, композиторов и др).

Технические средства:

· Электронные приложения (тесты, презентации, таблицы, мультимедийные карты…).

· Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.

· видеофильмы, аудиозаписи.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

· термометры для измерения температуры воздуха, воды;

· лупа, компас, часы с синхронизированными стрелками, микроскоп, глобус Земли;

· лабораторное оборудование для проведения опытов - Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения:

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

· Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта.

· Муляжи овощей, фруктов, грибов с учётом содержания обучения.

Натуральные объекты

· коллекции полезных ископаемых, коллекция плодов семян растений, гербарии культурных и дикорастущих растений. Живые объекты.

Игры и игрушки:

· настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.), наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов, наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «математика»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; примерной программы по математике; авторской программы предмета «математика» Н.Б.Истоминой.

Цели программы

Обеспечить предметную подготовку учащихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, создать дидактические условия для овладения учащимися универсальными учебными действиями ( личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Место учебного предмета

В Федеральном базисном образовательном плане на изучение математики в каждом классе начальной школы отводится 4 часа в неделю, всего 132 часа.

Принципы, лежащие в основе построения программы

В основе построения данного курса лежит методическая концепция, выражающая необходимость целенаправленной и систематической работы по формированию у младших школьников приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Разделы начального курса математики

1) Признаки предметов. Пространственные отношения.

2) Числа и величины.

3) Арифметические действия.

4) Текстовые задачи.

5) Геометрические фигуры.

6) Геометрические величины.

7) Работа с информацией.

8) Уравнения и буквенные выражения.

Материально техническое обеспечение программы по математике

Для учащихся

Истомина Н.Б. Математика. 1 класс. Часть №1 и №2. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011

Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетради по математике №1, №2. 1 класс Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2011

Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. Тетрадь с печатной основой. 1 класс. М., Линка-Пресс, 2009

Истомина Н.Б., Редько З.Б. Наглядная геометрия. Тетрадь с печатной основой. 1 класс. М., Линка-Пресс, 2011

Истомина Н.Б., Воителева Г.В. Комплект наглядных пособий по математике. Состав однозначных чисел. 1 класс. –М.: Линка-Пресс, 2009

Истомина Н.Б., Горина О.П. Комплект наглядных пособий по математике. Убери лишнюю карточку. Двузначные числа. –М.:Линка-Пресс, 2009

Истомина Н.Б., Горина О.П. Комплект наглядных пособий по математике. Увеличить(уменьшить на)… На сколько больше(меньше)?. –М.:Линка-Пресс, 2009

Истомина Н.Б.. Горина О.П. Комплект наглядных пособий по математике. Разгадай правило. Целое и части. –М.:Линка-Пресс, 2009

Истомина Н.Б. , Тажева М.У. 110 задач с сюжетами из сказок. –М., АСТ, 2002

Истомина Н.Б. Готовимся к школе. Тетради по математике №1, №2 Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2009

Истомина Н.Б., Виноградова Е.П. Учимся решать комбинаторные задачи. 1 – 2 классы. Изд-во «Ассоциация ХХ1 век»,2009

Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г. Контрольные работы по математике. 1 класс (три уровня) Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2009

Видеофильм «Учимся решать задачи. 1 класс» для просмотра на DVD-плеере или компьютере.

Авторы Н. Б. Истомина, З. Б. Редько. М.: Линка – Пресс, 2009.

Для учителя

Истомина Н.Б., Редько З.Б. Методические рекомендации к учебнику «Математика 1 класс» «Ассоциация ХХ1 век»,2009 . Электронная версия на сайте издательства

Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. (Развивающее обучение). Пособие для студентов педагогических факультетов. «Ассоциация ХХ1 век»,2009

Истомина Н.Б., Заяц Ю.С. Практикум по методике обучения математике в начальной школе. (Развивающее обучение). Пособие для студентов педагогических факультетов. «Ассоциация ХХ1 век», 2009

Истомина Н. Б., Редько З. Б. , Методические рекомендации к тетради «Наглядная геометрия. 1 класс».

М.: Линка – Пресс, 2010.

Попова С. В. Уроки математической гармонии (1 класс. Из опыта работы). Под редакцией Н. Б. Истоминой. – Смоленск: Ассоциация ХХ1 век. 2007

Результаты изучения учебного предмета выпускниками начальной школы

В результате изучения курса математики по данной программе у выпускников начальной школы будут сформированыматематические (предметные) знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться

В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи; готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни, способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Выпускник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач

- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.

Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия)

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, на-правленную на еѐ решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления и др.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть общим приемом решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общим умением решать задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Выпускник получит возможность научиться:

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;

- аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнеров в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Предметные результаты выпускника начальной школы

В результате изучения начального курса математики выпускники

научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений; применять математические знания и представления для решения учебных задач и в повседневных ситуациях;

овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи; получат представление о числе как о результате счѐта и измерения величин, о принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находить неизвестный компонент арифметического действия, составлять числовое выражение и находить его значение; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач; осуществлять анализ объектов, в том числе текстовых задач, с целью выделения существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений (в том числе, описанных в тексте задачи); строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии и др.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Технология»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.; примерной программы по технологии; авторской программы предмета «Технология » Н.М. Конышевой , 1класс.

Основная цель изучения

Углубление общеобразовательной подготовки школьников, формирование их духовной культуры и всестороннее развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Изучение курса способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

Задачи изучения дисциплины:

· формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;

· формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

· расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;

· расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;

· развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;

· развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);

· развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;

· развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);

· формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;

· формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;

· духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Принципы отбора содержания.

Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы. В результате мир вещей выступает для них как источник историко-культурной информации, а мастерство как выражение духовной культуры человека; освоение приемов и способов преобразовательной практической деятельности приобретает значение приобщения к человеческой культуре. Кроме того, они получают необходимые элементарные знания из области дизайна (о правилах создания предметов рукотворного мира, его взаимосвязях с миром природы) и учатся их использовать в собственной деятельности.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

– окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

– математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

– изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна);

– родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

– литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа изделия).

Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;

Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

Место учебного предмета в системе начального общего образования.

Согласно базисному учебному плану начального общего образования, определенному ФГОС, на изучение учебного предмета «Технология» отводится не менее 1 часа в неделю во всех классах начальной школы. В течение учебного года этот курс изучается в количестве 33 часов в 1-м классе.

Ценностные ориентиры, формируемые в учебном предмете.

Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;

– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;

– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;

– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;

– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;

– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке.

являются проблемные и поисково-творческие методы на основе дизайна.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета.

Для работы каждому ребенку необходимы следующие материалы: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;

и инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

Состав учебно-методического комплекта

Н. М. Конышева. Технология. 1 класс. Учебник. – Смоленск: Ассоциация XXI век

Н. М. Конышева. Технология. 1 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2. – Смоленск: Ассоциация XXI век

Н. М. Конышева. Технология: Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век

Н. М. Конышева. Дидактические материалы и наглядные пособия для уроков технологии. 1 класс. – Смоленск: Ассоциация XXI век

Дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся

Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век;

Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век;